Евгений Спасский «Театральный роман футуриста» 26 марта — 5 апреля

Евгений Дмитриевич Спасский (1900-1985) — график, живописец, театральный художник, монументалист, иконописец; брат ленинградского поэта и писателя Сергея Спасского, друг Давида Бурлюка, Велимира Хлебникова, Андрея Белого, Михаила Чехова, Бориса Пастернака.  Художник учился у Б.А. Фогеля, М.В. Леблана, во Вхутемасе, начинал как авангардист, участник Большого Сибирского турне Давида Бурлюка.

На выставке также представлен арт-проект КОЖУШОК, связанный с историей поступления юного футуриста Евгения Спасского на службу в Первый государственный советский театр (бывш. Оперный театр) в Омске.

Осенью 1918 года Давид Бурлюк с группой футуристов, в число которых входил и молодой художник Евгений Спасский, отправились в «Большое сибирское турне» по Уралу и Сибири, предварительно заготовив афиши, реквизит костюмы и около 100 картин петроградских и московских художников. В стране в это время шла гражданская война, и часть территорий, по которым проходило турне, была под властью различных белых правительств. «Вечера-грандиозары» Бурлюка открывались выставкой картин столичных художников-авангардистов, но большую часть заготовленных картин пришлось бросить в Уфе, и нужно было начинать сбор художественных работ заново. В Омск Евгений Спасский попал в конце 1918 и до весны 1919 года написал около двух десятков картин в различных стилях. Проведя ряд выступлений футуристов в столице «белой» России, весной Давид Бурлюк с турне отправился дальше – во Владивосток, откуда через Японию планировал эмигрировать в США. Евгений Спасский остался в Омске и, как другие художники, поэты и писатели, оказался в колчаковской армии.

В начале 1920 года, чудом оставшись в живых, Спасский искал работу в Омске, где его помнили как футуриста, а не колчаковца. Роман с театром начался у художника с должности постановщика и исполнителя-декоратора, с оформления оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» в Первом советском театре.

В течение 8 лет, с 1927 по 1935 год, Евгений Спасский работал в Театре им. Вахтангова как помощник режиссёра и актёр. При его участии вышли, например, «Разлом» (премьера «к юбилею Октября» 9 ноября 1927 г.) или торжественное представление к юбилею театра знаменитой «Принцессы Турандот» (13 ноября 1931 г.). Спасский занимался подготовкой гастролей театра, что позволило ему побывать в знаменитых музеях Европы.

По направлению Союза художников СССР, в эвакуации, в 1942-1945 годах Евгений Дмитриевич работал заведующим декорационным цехом и художником-постановщиком в Тбилисском государственном театре оперы и балета им. З. Палиашвили. В его подчинении было восемь художников театра. В Тбилиси Спасский совмещал работу в театре оперы и балета с обязанностями художника-декоратора в Государственном театре юного зрителя им. Л.М. Когановича.

По возвращении в Москву Евгений Спасский продолжил сотрудничать с Московским областным театром кукол. В 1940—1950-е в творческом содружестве с архитектором А.Н.Душкиным принял участие в оформлении станций Московского метрополитена, здания Детский мир, Казанского и Днепропетровского вокзалов.

За свою долгую жизнь мастер прошёл сложную эволюцию от авангарда до экспериментов в области религиозно-мистической живописи, и один из немногих в советское время обратился в своей живописи к Евангельскому тексту.

Выставка подготовлена совместно с фондом наследия Евгения Спасского.